запчасти и сервис FIAT, Lancia, Alfa-Romeo
Будучи этническим итальянцем, Карло Абарт на самом деле родился в Австрии, и судьба его долго крутилась вокруг автомобилей вообще и автомобильного спорта в частности, прежде чем его имя (а также и зодиакальный знак — Скорпион) навек упокоилась на фабричной марке туринского предприятия Abarth & С. в 1949 году. Непосредственно перед этим он принимал активное участие в разработке знаменитых автомобилей Cisitalia, — которые, как известно, были сконструированы с использованием ряда агрегатов машин Fiat; не приходится удивляться, что именно фиатовские машины были выбраны им в качестве основы для самостоятельной деятельности. Это были гоночные модификации автомобилей Fiat 1100 Spider, и за первый же год деятельности новообразованного предприятия они заняли 18 первых мест в разнообразных гонках.
Сотрудничество с концерном НАТ растянулось на многие годы и оказалось на редкость устойчивым: “походы на сторону” у Карло Абарта хотя и случались, но их можно пересчитать по пальцам одной руки. Строго говоря, фирма Abarth & С. была не автомобилестроительным предприятием, а тюнинговым ателье, — поскольку работала она от готовых машин, “доводя” их до кондиции, позволяющих выступать в автогонках, но в Италии англоязычного термина “тюнинг” не признают, предпочитая называть таких специалистов, как Абарт, Конреро и им подобные, родным итальянским словечком “preparation”. Звучит знакомо, почти по-нашему, — однако же, со значением не “препараторы” или “вивисекторы”, но, скорее, “подготовщики”: те, кто подготавливает обычные легковые автомобили к по-настоящему серьезным делам. И в ряду италянских мастеров спецподготовки Карло Абарт по праву стоит самым первым. Качественная подготовка это, безо всяких скидок, высокое искусство, требующее и знаний, и инженерного чутья, и порою, как всякое искусство, самого обыкновенного везения в придачу. Людей, поработавших в Abarth & C. с распростертыми объятиями встречали и в концерне FIAT, и в ннезависимой тогда еще от этого индустриального монстра фирме Alfa Romeo, — да и любое другое предприятие, не дошедшее еще до того, чтобы закупать себе готовенькие силовые агрегаты за океаном (как, например, Iso), оторвало бы таких специалистов с руками, вздумай они покинуть свою alma mater и предложить им свои услуги. Только вот не часто уходи- ли из маленькой, но гордой фирмы, что специализировалась на превращении невинных малолитражек в настоящих монстров гоночных трасс. Проект, в результате реализации которого на свет появилась показанная на наших иллюстрациях машина, был начат 1? июня 1966 года. Основной целью проекта являлась доработка двигателя машины Fiat 600 для последующего ее участия в 24-часовой автогонке по классу 6 (поясним, что в этом классе соревнуются автомобили с рабочим объемом двигателя от 751 и до 1100 кубических сантиметров}. Результаты “спецподготовки” превзошли даже самые смелые ожидания: в первом же своем выступлении автомобиль установил новый рекорд скорости — 167,722 км/ч. Стоит заметить, что предыдущий рекорд составлял 136,502 км/ч. И ведь это было только самое начало победной серии, — очень скоро пал рекорд в еще более трудном 72 часовом заезде, потом, в октябре того же шестьдесят шестого, автомобиль показал наилучшую скорость на четвертьмильной дистанции, пройдя ее за 13,035 с… Были и другие победы, но — уже в последующих сезонах – этот, дебютный, закончился вместе с октябрем месяцем. Откуда бралась такая прыть? Прежде всего “привесок” отдачи получали за счет увеличения рабочего объема моторчика: для начала К. Абарт и его люди довели объем до 750 “кубиков”, а впоследствии, несколько лет спустя, — почти до литра. Подобные вещи фирме Abarth & С. удавались всегда: еще до начала серийного производства модели Fiat 600 они систематически учиняли это же самое над машинами меньшего литражного и размерного класса Fiat 500, делая из них 695- и даже 850-кубовые спортивно-гоночные версии. Впрочем, были и некоторые другие ухищрения, — та же “квадратная челюсть”, к примеру, отнюдь не была декорацией, призванной добавить автомобилю “крутости”, но скрывала под собой дополнительную секцию радиатора системы охлаждения. Автомобили Fiat 500 и Fiat 600 строились тогда по заднемоторной компоновочной схеме и охлаждение имели воздушное, — так что радиатор, да еще вкомпонованный в передок, где его обдувал набегающий поток воздуха, был для них весьма кстати. Опять же с целью улучшения циркуляции воздуха в моторном отсеке и соответственно охлаждения двигателя на машинах Fiat Abarth крышку капота можно было закреплять в откинутом до горизонтального положения виде, — заодно она исполняла функции своеобразного “антикрыла ”. Сообразно улучшившимся динамическим характеристикам машина получала более совершенные тормоза, — на передних колесах они были дисковыми, а не барабанными. Согласно контрактному соглашению от 1961 года предприятие Abarth & С. получало от концерна FIAT машины не полностью укомплектованными, а лишенными ряда деталей, которые по ходу превращения легковой малолитражки в гоночную машину все равно подлежали заменен фирменными абартовскими компонентами, — тех же передних Тормозов, к примеру, карбюраторов, выпускных коллекторов и так далее. Именно благодаря этому контракту на свет появился самый знаменитый среди автомобилей, носивших марку Fiat Abarth, — модели 850 ТС, первой в длинном ряду глубоких модификаций стандартного автомобиля Рiа1 600. На этой машине рабочий объем двигателя доводился до 833 куб. см, а в системе его питания использовался карбюратор Solex 32 PBIC. Дальнейшие модификации выполнялись с учетом требований конкретных состязаний, в которых должен был выступать автомобиль; так появились варианты 850 ТС Corsa (с дисковыми тормозами не только на передних колесах, но и на задних), 850 ТС Nurburgring и 850 ТС Nurburgring Corsa (с измененной степенью сжатия и 5-ступенчатой трансмиссией). Ну, а показанная здесьмашина — это Fiat Abarth 1000 GТС, у которого есть все вышеперечисленное, — и пятискоростная коробка, и “поджатая” головка, и дисковые тормоза, — и в придачу еще рабочий объем двигателя доведен почти до литра. Самый мощный и самый быстрый в своем ряду.