запчасти и сервис FIAT, Lancia, Alfa-Romeo
Конечно же, зимние проблемы вовсе не ограничиваются одним только пуском двигателя в мороз…
Запотевают стекла, замерзают замки, мучительно медленно прогревается салон… Но особая песня (печальная, как та — про замерзающего ямщика) начинается тогда, когда столбик термометра опускается ниже отметки -30 градусов С. Даже если автомобиль все-таки завелся, то из двигателя доносятся какие-то новые, неприятные звуки; сцепление и коробка передач работают неохотно, с надрывом, и чувство такое, будто вот-вот какой-нибудь вал издаст мелодичный звон и лопнет. Что, собственно, иногда и происходит.
За то время, что длился этот тест, температура в окрестностях Ивало порой опускалась и до 40 градусов мороза, но к чести наших подопытных нужно сказать, что все они в целом выдержали пытку холодом.
А мы, вместе с коллегами из финского журнала ТМ, пытали шестнадцать машин, подобранных в качестве конкурентов для лидеров этого класса: VW Golf и Opel Astra.
Были здесь и Автомобиль года`99 Ford Focus, и мощный японский десант, и французское трио, и два «переростка», построенных, однако, на платформах этого же класса: Skoda Oсtavia и Fiat Marea. Наконец, мы не могли не взять в эту компанию и Mercedes A-класса. Он хоть и меньше по размерам, но цена его существенно выше.
Все автомобили были четырех- или пятидверными (там, где можно, мы выбирали седаны, как наиболее популярные у нас в стране), с четырехцилиндровыми бензиновыми двигателями. Все были оснащены АБС и обуты в нешипованные зимние шины одной модели — Nokian Hakkapeliitta Q.
Кроме замерзшего полигона в сердце Лапландии, автомобили были также испытаны на обычных финских дорогах. Отдельные замеры производились в лаборатории финского Государственного технического исследовательского центра и в тестовой лаборатории журнала ТМ.
ДОРОГИ ОБЩЕГО ПОЛЬЗОВАНИЯ
Финские дороги, конечно, не чета нашим. Но мы умудрились найти шоссе в несколько десятков километров, вполне сравнимое по качеству покрытия с российским. Случайно или нет, но это была дорога, что ведет от Ивало через российскую границу в Мурманск, до которого от нашего полигона было рукой подать — всего 300 километров.
На этом этапе машины оценивались экспертами по следующим параметрам: разгонная и
тормозная динамика, управляемость, плавность хода, вибрации и шумность. По каждому пункту мы выставляли
субъективные оценки. Причем — применительно к поведению машин на не очень ровном асфальтовом шоссе, частично покрытом льдом. Поэтому вряд ли стоит удивляться, если дальнейшие тесты на специальных снежных и ледовых трассах расставят акценты по-другому.
А пока фаворитом стал Volkswagen Golf.
Победа, можно сказать, по очкам. Потому что, показав стабильно высокие результаты, Golf ни по одному из критериев не был признан абсолютно лучшим. Opel больше понравился экспертам по части тормозов и управляемости (Golf слишком уж склонен реагировать заносом на сброс газа в повороте), но обойти Volkswagen Астре не позволила посредственная плавность хода.
Лучшим по разгонной динамике оказался Suzuki Baleno, мотор которого, несмотря на изрядную шумность, прекрасно раскручивается и в то же время обладает солидным запасом момента на низких и средних оборотах. Следом по тяговым возможностям идет Citroen Xsara, двигатель которого мы признали еще и самым приятным на слух: далеко не тихим, но с заводной спортивной ноткой. Golf и Astra поделили третье и четвертое места по динамике разгона.
Ford Foсus также вошел в лидирующую группу. Его мотору немного недостает крутящего момента на
средних оборотах — чтобы прибавить на скорости 100 км/ч, с пятой передачи приходится переключаться на четвертую или
даже на третью. Насторожила и некоторая неоднозначность поведения Фокуса в повороте. Медленный поначалу занос задней оси вдруг резко увеличивается по углу — машина словно проваливается. Правда, благодаря острому и отзывчивому рулю среагировать на занос несложно.
По комплексу оценок вплотную к франко-немецкому квартету приблизилась и восточноевропейская родственница Гольфа по концерну VW — Skoda Octavia, также показавшая завидную стабильность всех результатов.
Из остальных машин по тяговым возможностям выделяется, конечно же, еще одна родственная пара: Honda Civic и Rover 200. Хондовские моторы, установленные на них, различаются по уровню форсировки, но при решительном обращении с педалью акселератора оба способны сообщать этим легковесным машинам прекрасное ускорение. Неплохо разгоняются Fiat Marea и Toyota Corolla, что неудивительно, поскольку это обладатели двух самых мощных моторов.В остальном оценки в этой группе различались незначительно, и из сюрпризов нужно отметить лишь то, что Nissan Almera оказался склонен к неожиданному и крайне неприятному заносу задней оси в пологих поворотах. |
Для корректности оценок все автомобили были обуты в одинаковые шины Nokian Hakkapeliitta Q, занявшие первое место в тесте зимних нешипованных шин |
Даже небольшой поворот руля на прямой (например, при объезде ямы) способен вызвать занос, справиться с которым неподготовленному водителю будет нелегко.
Последнее место Мерседеса А-класса сюрпризом для нас не стало.
Среднефорсированный мотор рабочим объемом 1,4 литра не позволяет ему на равных тягаться с более мощными соперниками. Но, быть может, оно и к лучшему. Высокий центр тяжести и слишком жесткая подвеска А-класса ставят его в неравное положение по сравнению с другими автомобилями. На сравнительно небольших скоростях Mercedes порождает у водителя неуверенность: он склонен к траекторным отклонениям при проезде неровностей, неустойчив, а рулевое управление А-класса не обеспечивает водителю должной обратной связи. Быстрая езда по зимнему шоссе на Мерседесе — неприятное и утомительное занятие.
Технические характеристики (данные производителей) | ||||||||
МОДЕЛЬ | Citroen Xsara 1.6i SX | Fiat Marea 1.8 ELX | Ford Focus 1.6 Ghia | Honda Civic 1.4i S | Mazda 323 1.5 GLX | Mercedes- Benz A140 | Mitsubishi Lancer 1.3 GLX | Nissan Almera 1.6 SLX |
ЦЕНА, долларов США* | 20650 | 18600 | 16000** | 15800 | 13200 | 28000 | 14830 | 14300 |
ГАБАРИТЫ | ||||||||
Длина, мм | 4167 | 4390 | 4362 | 4460 | 4315 | 3575 | 4295 | 4320 |
Ширина, мм | 1698 | 1741 | 1698 | 1695 | 1705 | 1719 | 1690 | 1690 |
Высота, мм | 1405 | 1420 | 1440 | 1390 | 1410 | 1575 | 1395 | 1395 |
Колесная база, мм | 2540 | 2540 | 2615 | 2620 | 2610 | 2423 | 2500 | 2535 |
Колея передняя/задняя, мм | 1423/1430 | 1470/1440 | 1484/1477 | 1478/1487 | 1470/1470 | 1503/1452 | 1450/1460 | 1470/1435 |
Снаряженная масса, кг | 1120 | 1215 | 1165 | 1065 | 1115 | 1085 | 1045 | 1150 |
Распределение массы по осям (передняя/задняя), % | 60/40 | 59,5/40,5 | 58,5/41,5 | 59,5/40,5 | 59/41 | 57/43 | 60,5/39,5 | 60/40 |
Максимальная масса буксируемого прицепа, кг | 1000 | 1200 | 1200 | 800 | 1200 | 800 | 1050 | 1090 |
Объем топливного бака, л | 54 | 63 | 55 | 45 | 55 | 54 | 50 | 50 |
ДВИГАТЕЛЬ | ||||||||
Рабочий объем, куб. см | 1587 | 1747 | 1596 | 1396 | 1498 | 1397 | 1299 | 1597 |
Диаметр цилиндра/ход поршня, мм | 78,5/82,0 | 82,0/82,7 | 79,0/81,4 | 75,0/79,0 | 78,0/78,4 | 80,0/69,5 | 71,0/82,0 | 76,0/88,0 |
Степень сжатия | 9,6 | 10,3 | 11,0 | 9,8 | 9,0 | 11,0 | 9,5 | 9,8 |
Число клапанов | 8 | 16 | 16 | 16 | 16 | 8 | 12 | 16 |
Мощность, кВт/л. с./об/мин | 65/88/5600 | 83/113/5800 | 74/101/6000 | 66/90/6300 | 65/88/5500 | 60/82/5000 | 55/75/6000 | 73/100/6000 |
Крутящий момент, Нм/об/мин | 135/3000 | 154/4400 | 145/4000 | 127/4600 | 132/4000 | 130/3750 | 108/3000 | 135/4000 |
ТРАНСМИССИЯ | ||||||||
Скорость при 1000 об/мин, км/ч | ||||||||
I передача | 7,4 | 7,8 | 7,5 | 8,1 | 7,6 | 8,0 | 7,3 | 8,5 |
II передача | 14,0 | 13,7 | 13,9 | 13,8 | 14,1 | 13,5 | 13,4 | 14,3 |
III передача | 19,9 | 20,2 | 21,0 | 21,1 | 20,2 | 20,6 | 19,4 | 20,3 |
IV передача | 26,1 | 26,4 | 28,3 | 29,0 | 26,8 | 29,6 | 26,7 | 26,7 |
V передача | 33,2 | 32,3 | 35,5 | 35,1 | 31,7 | 37,2 | 32,4 | 32,3 |
КОЛЕСА И ШИНЫ | ||||||||
Шины | 185/65 R14 | 185/65 R14 | 185/65 R14 | 175/65 R14 | 175/65 R14 | 195/50 R15 | 175/70 R13 | 185/65 R14 |
Колеса | 5,5Jх14 | 5,5Jх14 | 5,5Jх14 | 5Jх14 | 5,5Jх14 | 5,5Jх15 | 5Jх13 | 6Jх14 |
ТЕМПЕРАМЕНТ | ||||||||
Максимальная скорость, км/ч | 183 | 195 | 185 | 182 | 177 | 170 | 170 | 180 |
Время разгона 0—100 км/ч, с | 13,1 | 10,0 | 11,2 | 11,0 | 11,9 | 12,9 | 12,5 | 11,0 |
Расход топлива, л/100 км | ||||||||
городской цикл | 10,4 | 11,2 | 9,2 | 8,8 | 9,5 | 9,8 | 9,2 | 9,3 |
загородный цикл | 6,2 | 6,3 | 5,5 | 5,7 | 6,3 | 5,6 | 5,5 | 6,1 |
смешанный цикл | 7,7 | 8,1 | 6,9 | 6,8 | 7,5 | 7,1 | 6,9 | 7,3 |
Выбросы CO2, г/км | 188 | 199 | 165 | 161 | 185 | 171 | 161 | 183 |
* Приведены средние цены московских дилеров. ** Предварительные данные. |
МОДЕЛЬ | Opel Astra 1.6i 16V | Peugeot 306 XR 1.6 | Renault Megane Classic RT 1.6 | Rover 214 Si+ | Skoda Octavia 1.6 GLX | Suzuki Baleno 1.6i GLX | Toyota Corolla 1.6 Linea Terra | Volkswagen Golf Firstline 1.6 |
ЦЕНА, долларов США* | 17300 | 13800 | 16000 | нет данных | 14900 | 13500 | 14900 | 18500 |
ГАБАРИТЫ | ||||||||
Длина, мм | 4252 | 4267 | 4400 | 3970 | 4511 | 4230 | 4295 | 4149 |
Ширина, мм | 1709 | 1689 | 1699 | 1690 | 1731 | 1690 | 1690 | 1735 |
Высота, мм | 1425 | 1365 | 1420 | 1420 | 1429 | 1390 | 1385 | 1439 |
Колесная база, мм | 2605 | 2580 | 2580 | 2500 | 2512 | 2480 | 2465 | 2512 |
Колея передняя/задняя, мм | 1484/1416 | 1454/1423 | 1450/1432 | 1473/1466 | 1516/1492 | 1440/1435 | 1460/1450 | 1513/1494 |
Снаряженная масса, кг | 1160 | 1125 | 1130 | 1055 | 1225 | 1005 | 1110 | 1200 |
Распределение массы по осям (передняя/задняя), % | 60/40 | 60,5/39,5 | 60/40 | 60,5/39,5 | 57/43 | 59,5/40,5 | 59,5/40,5 | 58,5/41,5 |
Максимальная масса буксируемого прицепа, кг | 1150 | 900 | 1020 | 1000 | 1200 | 1110 | 1200 | 1200 |
Объем топливного бака, л | 52 | 60 | 60 | 50 | 55 | 51 | 50 | 55 |
ДВИГАТЕЛЬ | ||||||||
Рабочий объем, куб. см | 1598 | 1587 | 1598 | 1396 | 1595 | 1590 | 1587 | 1595 |
Диаметр цилиндра/ход поршня, мм | 79,0/81,5 | 78,5/82,0 | 79,5/80,5 | 75,0/79,0 | 81,0/77,4 | 75,0/90,0 | 81,0/77,0 | 81,0/77,4 |
Степень сжатия | 10,5 | 9,6 | 9,5 | 10,5 | 10,2 | 9,5 | 9,5 | 10,2 |
Число клапанов | 16 | 8 | 8 | 16 | 8 | 16 | 16 | 8 |
Мощность, кВт/л. с./об/мин | 74/101/6000 | 65/88/5600 | 66/90/5000 | 76/103/6000 | 74/101/5800 | 70,5/96/6000 | 81/110/6000 | 74/101/5800 |
Крутящий момент, Нм/об/мин | 150/3600 | 135/3000 | 137/4000 | 127/3000 | 145/3800 | 134/3000 | 145/4800 | 145/3800 |
ТРАНСМИССИЯ | ||||||||
Скорость при 1000 об/мин, км/ч | ||||||||
I передача | 8,1 | 7,0 | 7,4 | 7,9 | 7,9 | 7,8 | 8,3 | 7,9 |
II передача | 14,1 | 13,3 | 13,5 | 13,9 | 14,1 | 14,7 | 13,8 | 14,1 |
III передача | 21,3 | 18,8 | 20,9 | 20,4 | 20,0 | 21,7 | 20,1 | 20,0 |
IV передача | 26,9 | 24,6 | 28,5 | 25,8 | 26,5 | 28,8 | 27,2 | 26,5 |
V передача | 33,8 | 31,3 | 35,0 | 31,8 | 32,2 | 34,1 | 32,3 | 32,2 |
КОЛЕСА И ШИНЫ | ||||||||
Шины | 195/60 R15 | 185/65 R14 | 175/65 R14 | 175/65 R14 | 195/65 R15 | 175/70 R13 | ||
Колеса | 6Jх15 | 5,5Jх14 | 5,5Jх14 | 5Jх14 | 6Jх15 | 5Jх14 | 5,5Jх14 | 6Jх15 |
ТЕМПЕРАМЕНТ | ||||||||
Максимальная скорость, км/ч | 188 | 182 | 184 | 185 | 187 | 175 | ||
Время разгона 0—100 км/ч, с | 11,5 | 13,9 | 11,5 | 10,7 | 11,9 | 11,4 | 10,2 | 10,9 |
Расход топлива, л/100 км | ||||||||
городской цикл | 10,0 | 10,4 | 9,7 | 9,9 | 10,7 | 9,4 | 10,8 | 10,5 |
загородный цикл | 5,9 | 6,2 | 5,7 | 5,4 | 6,2 | 6,1 | 6,4 | 5,9 |
смешанный цикл | 7,4 | 7,7 | 7,2 |