Холодная истина

Конечно же, зимние проблемы вовсе не ограничиваются одним только пуском двигателя в мороз…
Запотевают стекла, замерзают замки, мучительно медленно прогревается салон… Но особая песня (печальная, как та — про замерзающего ямщика) начинается тогда, когда столбик термометра опускается ниже отметки -30 градусов С. Даже если автомобиль все-таки завелся, то из двигателя доносятся какие-то новые, неприятные звуки; сцепление и коробка передач работают неохотно, с надрывом, и чувство такое, будто вот-вот какой-нибудь вал издаст мелодичный звон и лопнет. Что, собственно, иногда и происходит.
За то время, что длился этот тест, температура в окрестностях Ивало порой опускалась и до 40 градусов мороза, но к чести наших подопытных нужно сказать, что все они в целом выдержали пытку холодом.
А мы, вместе с коллегами из финского журнала ТМ, пытали шестнадцать машин, подобранных в качестве конкурентов для лидеров этого класса: VW Golf и Opel Astra.
Были здесь и Автомобиль года`99 Ford Focus, и мощный японский десант, и французское трио, и два «переростка», построенных, однако, на платформах этого же класса: Skoda Oсtavia и Fiat Marea. Наконец, мы не могли не взять в эту компанию и Mercedes A-класса. Он хоть и меньше по размерам, но цена его существенно выше.
Все автомобили были четырех- или пятидверными (там, где можно, мы выбирали седаны, как наиболее популярные у нас в стране), с четырехцилиндровыми бензиновыми двигателями. Все были оснащены АБС и обуты в нешипованные зимние шины одной модели — Nokian Hakkapeliitta Q.
Кроме замерзшего полигона в сердце Лапландии, автомобили были также испытаны на обычных финских дорогах. Отдельные замеры производились в лаборатории финского Государственного технического исследовательского центра и в тестовой лаборатории журнала ТМ.

ДОРОГИ ОБЩЕГО ПОЛЬЗОВАНИЯ

Финские дороги, конечно, не чета нашим. Но мы умудрились найти шоссе в несколько десятков километров, вполне сравнимое по качеству покрытия с российским. Случайно или нет, но это была дорога, что ведет от Ивало через российскую границу в Мурманск, до которого от нашего полигона было рукой подать — всего 300 километров.

На этом этапе машины оценивались экспертами по следующим параметрам: разгонная и
тормозная динамика, управляемость, плавность хода, вибрации и шумность. По каждому пункту мы выставляли
субъективные оценки. Причем — применительно к поведению машин на не очень ровном асфальтовом шоссе, частично покрытом льдом. Поэтому вряд ли стоит удивляться, если дальнейшие тесты на специальных снежных и ледовых трассах расставят акценты по-другому.

А пока фаворитом стал Volkswagen Golf.
Победа, можно сказать, по очкам. Потому что, показав стабильно высокие результаты, Golf ни по одному из критериев не был признан абсолютно лучшим. Opel больше понравился экспертам по части тормозов и управляемости (Golf слишком уж склонен реагировать заносом на сброс газа в повороте), но обойти Volkswagen Астре не позволила посредственная плавность хода.
Лучшим по разгонной динамике оказался Suzuki Baleno, мотор которого, несмотря на изрядную шумность, прекрасно раскручивается и в то же время обладает солидным запасом момента на низких и средних оборотах. Следом по тяговым возможностям идет Citroen Xsara, двигатель которого мы признали еще и самым приятным на слух: далеко не тихим, но с заводной спортивной ноткой. Golf и Astra поделили третье и четвертое места по динамике разгона.

Ford Foсus также вошел в лидирующую группу. Его мотору немного недостает крутящего момента на
средних оборотах — чтобы прибавить на скорости 100 км/ч, с пятой передачи приходится переключаться на четвертую или
даже на третью. Насторожила и некоторая неоднозначность поведения Фокуса в повороте. Медленный поначалу занос задней оси вдруг резко увеличивается по углу — машина словно проваливается. Правда, благодаря острому и отзывчивому рулю среагировать на занос несложно.

По комплексу оценок вплотную к франко-немецкому квартету приблизилась и восточноевропейская родственница Гольфа по концерну VW — Skoda Octavia, также показавшая завидную стабильность всех результатов.

Из остальных машин по тяговым возможностям выделяется, конечно же, еще одна родственная пара: Honda Civic и Rover 200. Хондовские моторы, установленные на них,
различаются по уровню форсировки, но при решительном обращении с педалью акселератора оба
способны сообщать этим легковесным машинам прекрасное ускорение.
Неплохо разгоняются Fiat Marea и Toyota Corolla, что неудивительно, поскольку это обладатели двух самых мощных моторов.В остальном оценки в этой группе различались незначительно, и из сюрпризов нужно отметить лишь то, что Nissan Almera оказался склонен к неожиданному и крайне неприятному заносу задней оси в пологих поворотах.

Для корректности оценок все автомобили были обуты в одинаковые шины Nokian Hakkapeliitta Q, занявшие первое место в тесте зимних нешипованных шин

Даже небольшой поворот руля на прямой (например, при объезде ямы) способен вызвать занос, справиться с которым неподготовленному водителю будет нелегко.

Последнее место Мерседеса А-класса сюрпризом для нас не стало.
Среднефорсированный мотор рабочим объемом 1,4 литра не позволяет ему на равных тягаться с более мощными соперниками. Но, быть может, оно и к лучшему. Высокий центр тяжести и слишком жесткая подвеска А-класса ставят его в неравное положение по сравнению с другими автомобилями. На сравнительно небольших скоростях Mercedes порождает у водителя неуверенность: он склонен к траекторным отклонениям при проезде неровностей, неустойчив, а рулевое управление А-класса не обеспечивает водителю должной обратной связи. Быстрая езда по зимнему шоссе на Мерседесе — неприятное и утомительное занятие.

Технические характеристики (данные производителей)
МОДЕЛЬ Citroen Xsara 1.6i SX Fiat Marea 1.8 ELX Ford Focus 1.6 Ghia Honda Civic 1.4i S Mazda 323 1.5 GLX Mercedes- Benz A140 Mitsubishi Lancer 1.3 GLX Nissan Almera 1.6 SLX
ЦЕНА, долларов США* 20650 18600 16000** 15800 13200 28000 14830 14300
ГАБАРИТЫ
Длина, мм 4167 4390 4362 4460 4315 3575 4295 4320
Ширина, мм 1698 1741 1698 1695 1705 1719 1690 1690
Высота, мм 1405 1420 1440 1390 1410 1575 1395 1395
Колесная база, мм 2540 2540 2615 2620 2610 2423 2500 2535
Колея передняя/задняя, мм 1423/1430 1470/1440 1484/1477 1478/1487 1470/1470 1503/1452 1450/1460 1470/1435
Снаряженная масса, кг 1120 1215 1165 1065 1115 1085 1045 1150
Распределение массы по осям (передняя/задняя), % 60/40 59,5/40,5 58,5/41,5 59,5/40,5 59/41 57/43 60,5/39,5 60/40
Максимальная масса буксируемого прицепа, кг 1000 1200 1200 800 1200 800 1050 1090
Объем топливного бака, л 54 63 55 45 55 54 50 50
ДВИГАТЕЛЬ
Рабочий объем, куб. см 1587 1747 1596 1396 1498 1397 1299 1597
Диаметр цилиндра/ход поршня, мм 78,5/82,0 82,0/82,7 79,0/81,4 75,0/79,0 78,0/78,4 80,0/69,5 71,0/82,0 76,0/88,0
Степень сжатия 9,6 10,3 11,0 9,8 9,0 11,0 9,5 9,8
Число клапанов 8 16 16 16 16 8 12 16
Мощность, кВт/л. с./об/мин 65/88/5600 83/113/5800 74/101/6000 66/90/6300 65/88/5500 60/82/5000 55/75/6000 73/100/6000
Крутящий момент, Нм/об/мин 135/3000 154/4400 145/4000 127/4600 132/4000 130/3750 108/3000 135/4000
ТРАНСМИССИЯ
Скорость при 1000 об/мин, км/ч
I передача 7,4 7,8 7,5 8,1 7,6 8,0 7,3 8,5
II передача 14,0 13,7 13,9 13,8 14,1 13,5 13,4 14,3
III передача 19,9 20,2 21,0 21,1 20,2 20,6 19,4 20,3
IV передача 26,1 26,4 28,3 29,0 26,8 29,6 26,7 26,7
V передача 33,2 32,3 35,5 35,1 31,7 37,2 32,4 32,3
КОЛЕСА И ШИНЫ
Шины 185/65 R14 185/65 R14 185/65 R14 175/65 R14 175/65 R14 195/50 R15 175/70 R13 185/65 R14
Колеса 5,5Jх14 5,5Jх14 5,5Jх14 5Jх14 5,5Jх14 5,5Jх15 5Jх13 6Jх14
ТЕМПЕРАМЕНТ
Максимальная скорость, км/ч 183 195 185 182 177 170 170 180
Время разгона 0—100 км/ч, с 13,1 10,0 11,2 11,0 11,9 12,9 12,5 11,0
Расход топлива, л/100 км
городской цикл 10,4 11,2 9,2 8,8 9,5 9,8 9,2 9,3
загородный цикл 6,2 6,3 5,5 5,7 6,3 5,6 5,5 6,1
смешанный цикл 7,7 8,1 6,9 6,8 7,5 7,1 6,9 7,3
Выбросы CO2, г/км 188 199 165 161 185 171 161 183
* Приведены средние цены московских дилеров. ** Предварительные данные.
МОДЕЛЬ Opel Astra 1.6i 16V Peugeot 306 XR 1.6 Renault Megane Classic RT 1.6 Rover 214 Si+ Skoda Octavia 1.6 GLX Suzuki Baleno 1.6i GLX Toyota Corolla 1.6 Linea Terra Volkswagen Golf Firstline 1.6
ЦЕНА, долларов США* 17300 13800 16000 нет данных 14900 13500 14900 18500
ГАБАРИТЫ
Длина, мм 4252 4267 4400 3970 4511 4230 4295 4149
Ширина, мм 1709 1689 1699 1690 1731 1690 1690 1735
Высота, мм 1425 1365 1420 1420 1429 1390 1385 1439
Колесная база, мм 2605 2580 2580 2500 2512 2480 2465 2512
Колея передняя/задняя, мм 1484/1416 1454/1423 1450/1432 1473/1466 1516/1492 1440/1435 1460/1450 1513/1494
Снаряженная масса, кг 1160 1125 1130 1055 1225 1005 1110 1200
Распределение массы по осям (передняя/задняя), % 60/40 60,5/39,5 60/40 60,5/39,5 57/43 59,5/40,5 59,5/40,5 58,5/41,5
Максимальная масса буксируемого прицепа, кг 1150 900 1020 1000 1200 1110 1200 1200
Объем топливного бака, л 52 60 60 50 55 51 50 55
ДВИГАТЕЛЬ
Рабочий объем, куб. см 1598 1587 1598 1396 1595 1590 1587 1595
Диаметр цилиндра/ход поршня, мм 79,0/81,5 78,5/82,0 79,5/80,5 75,0/79,0 81,0/77,4 75,0/90,0 81,0/77,0 81,0/77,4
Степень сжатия 10,5 9,6 9,5 10,5 10,2 9,5 9,5 10,2
Число клапанов 16 8 8 16 8 16 16 8
Мощность, кВт/л. с./об/мин 74/101/6000 65/88/5600 66/90/5000 76/103/6000 74/101/5800 70,5/96/6000 81/110/6000 74/101/5800
Крутящий момент, Нм/об/мин 150/3600 135/3000 137/4000 127/3000 145/3800 134/3000 145/4800 145/3800
ТРАНСМИССИЯ
Скорость при 1000 об/мин, км/ч
I передача 8,1 7,0 7,4 7,9 7,9 7,8 8,3 7,9
II передача 14,1 13,3 13,5 13,9 14,1 14,7 13,8 14,1
III передача 21,3 18,8 20,9 20,4 20,0 21,7 20,1 20,0
IV передача 26,9 24,6 28,5 25,8 26,5 28,8 27,2 26,5
V передача 33,8 31,3 35,0 31,8 32,2 34,1 32,3 32,2
КОЛЕСА И ШИНЫ
Шины 195/60 R15 185/65 R14 175/65 R14 175/65 R14 195/65 R15 175/70 R13
Колеса 6Jх15 5,5Jх14 5,5Jх14 5Jх14 6Jх15 5Jх14 5,5Jх14 6Jх15
ТЕМПЕРАМЕНТ
Максимальная скорость, км/ч 188 182 184 185 187 175
Время разгона 0—100 км/ч, с 11,5 13,9 11,5 10,7 11,9 11,4 10,2 10,9
Расход топлива, л/100 км
городской цикл 10,0 10,4 9,7 9,9 10,7 9,4 10,8 10,5
загородный цикл 5,9 6,2 5,7 5,4 6,2 6,1 6,4 5,9
смешанный цикл 7,4 7,7 7,2

Categories: