Убойный марафон. 50000 километров на «ФИАТ-Пунто»

А что — действительно зарубежные машины «на порядок» лучше наших? Если говорить о комфорте, отделке салона, дизайне — безусловно. Но даже на солнце есть пятна — случается, «их» автомобили тоже ломаются. Причем нередко встречаются дефекты, хорошо знакомые и российским водителям. Чтобы не быть голословными, предлагаем вниманию читателей отчет о тестировании итальянской малолитражки «ФИАТ-Пунто».

Почему объектом испытаний стал именно «Пунто»? Этот автомобиль популярен не только у себя на родине, его охотно покупают во всей Европе. Он не слишком дорог, экономичен, симпатично выглядит, а по размерам занимает промежуточное положение между «Таврией» и «восьмеркой». В общем — типичная современная машина малого класса. К тому же не забывайте — у самых массовых в нашей стране «жигулей» итальянские корни. Какая же участь выпала обычному серийному «Пунто-55S» с двигателем 1100 см? Он преодолел сложнейший испытательный марафон протяженностью 50 тысяч километров. Не давая передышки, автомобильчик гоняли по гладким, как стол, автобанам, горным серпантинам, городским улицам, извилистым трассам полигона, брусчатке. Даже бездорожья «асфальтовая» машина хлебнула с избытком. Расскажем обо всех этапах теста по порядку.

СКОРОСТНЫЕ МАГИСТРАЛИ

Условия испытаний: 50% пробега при минимальной нагрузке (1 человек), 20% при средней (2 человека), 30% при максимальной (1 человек и 200 кг балласта); общий пробег — 10 525 км, время — 81 ч 14 мин, средняя скорость — 129,6 км/ч, средний расход топлива — 8,7 л/100 км.

Туринская малолитражка вполне пригодна для длительных путешествий по автострадам. Довольно большой внутренний объем машины позволяет без затруднений совершать затяжные пробеги с четырьмя пассажирами и поклажей. Тест показал, что автомобиль способен выдержать весьма серьезные нагрузки. Там, где позволяли правила дорожного движения, «Пунто» почти все время мчался с педалью газа, нажатой до полика, на пределе своих возможностей — со скоростью 148 км/ч, иногда 5-6 часов без перерыва. Результаты испытаний на магистралях обнадежили — никаких поломок. Приятным сюрпризом стал умеренный расход топлива: при объеме бака 47 литров запас хода составил почти 550 километров.

ЗАГОРОДНЫЕ ШОССЕ

Условия испытаний: 70% пробега при максимальной нагрузке (1 человек и 200 кг балласта), 30% при минимальной (1 человек); общий пробег — 11 100 км, время — 132 ч 52 мин, средняя скорость — 83,5 км/ч, средний расход топлива — 6,6 л/100 км.

Опора двигателя рассыпалась при пробеге по грунтовой дороге.

Так называемый смешанный тест состоял из участков загородных трасс, где максимальная скорость ограничена. Здесь ходовая часть не испытывала особых стрессов. Зато досталось коробке передач и двигателю, вынужденным на обгонах работать с полной отдачей. Однако эти агрегаты справились прекрасно, а вот тормоза проявили первые признаки износа. При замедлениях в передней части автомобиля стали ощутимы вибрации. Позже выяснилось, что из-за перегрева покоробились тормозные диски.

На умеренных скоростях приборы подтвердили высокую экономичность «Пунто-55S» с мотором 1100 см. Водители, не слишком злоупотребляющие динамическими качествами ФИАТа, получат хорошие средние показатели — на одном литре бензина можно проехать 15,2 км (в привычных нам единицах 6,67 л/100 км ).

К достоинствам автомобиля следует причислить тишину в салоне и общий комфорт при езде. Однако мягкая подвеска хороша далеко не всегда — в крутых поворотах машина досаждает сильными кренами кузова, а иногда, на неровной дороге, и поперечной раскачкой.

ГОРОД

Условия испытаний: 70% пробега при максимальной загрузке (1 человек и 200 кг балласта), 20% при минимальной (1 человек), 10% при средней (2 человека); общий пробег — 10 515 км, время — 385 ч 13 мин, средняя скорость — 27,3 км/ч, средний расход топлива — 7,6 л/100 км.

Выжимной подшипник – виновник заеданий в приводе сцепления.

«Пунто» часто используют для коротких деловых поездок. Движение по городским улицам отличает низкая средняя скорость, бесконечные разгоны и торможения, рывки, езда «в натяг», что нередко заставляет работать двигатель при максимальной температуре и сокращает срок службы трансмиссии. Но оказалось,мегаполис — подходящая среда для туринской машины. Она с честью выдержала суровые испытания. В том числе — пробег по брусчатке, которая способна доконать и более крепкие на вид автомобили. В общей сложности пройдено 2500 км мощеных дорог. И хотя амортизаторы и детали рулевого управления оказались подвержены износу, ни один узел не вышел из строя. Хорошей оценки заслужил руль — его легко вращать даже без гидроусилителя. Правда, из- за большого передаточного числа он не слишком «острый», но в этом есть и положительная сторона. Удары от неровного дорожного полотна, в частности сильные сотрясения колес на брусчатке, куда меньше передаются рукам водителя.

Примерно на двадцатой тысяче километров общего пробега привод сцепления стал заметно жестче. Сначала грешили на заедающий тросик, но потом стало очевидным, что это дефект выжимного подшипника. Ремонт требовал слишком долгого простоя, и было принято решение продолжать испытания, оставив все, как есть. И наконец, расход топлива в городском цикле оказался не слишком умеренным — 7,6 л/100 км для машины такого класса многовато.

ГОРНАЯ ДОРОГА

Условия испытаний: максимальная загрузка (1 человек и 200 кг балласта), общий пробег — 10 194 км, время — 173 ч 45 мин, средняя скорость — 58,7 км/ч, средний расход топлива — 9,6 л/100 км.

Горная дорога представляла собой замкнутую трассу протяженностью 130 км, включающую три перевала высотой 852, 881 и 903 м над уровнем моря. Маршрут пришлось повторить восемьдесят раз с короткими остановками для заправки и замены отказавших деталей.

Благодаря тяговитому мотору и хорошо подобранным передаточным числам коробки передач маленький «Пунто» без малейших затруднений карабкался на крутые подъемы. Следует подчеркнуть, что испытания проходили с полной нагрузкой, то есть с водителем и 200 кг балласта. Общий вес автомобиля достигал 1200 кг.

Тормозные диски и колодки приходилось заменять слишком часто.

Основные проблемы возникали на спусках, когда вступали в действие тормоза. Повторились симптомы, уже знакомые по загородным шоссе, — заметная вибрация передней части автомобиля. Сначала неисправность приписали износу фрикционных накладок. Но дефект исчез, когда заменили не только тормозные колодки, но и сами диски, покоробленные от перегрева. Всего же на время теста потребовалось шесть (!) партормозных дисков и десять (!) комплектов колодок. Приходится констатировать, что тормозная система у «Пунто» откровенно слабая. Расход топлива был несколько выше среднего для двигателя рабочим объемом 1100 см. Показатели ФИАТа на этом этапе испытаний — 10,4 км на одном литре бензина.

АВТОПОЛИГОН

Условия испытаний: минимальная нагрузка (1 человек), общий пробег — 6009 км, время — 69 ч 59 мин, средняя скорость — 85,9 км/ч, средний расход топлива — 11,9 л/100 км.

Пробег по извилистой трассе гоночного трека — одно из самых суровых испытаний для автомобиля серийного производства. Мотор преимущественно работает на максимальных оборотах, переключаются передачи резко, да и тормоза трудятся на пределе возможностей. Однако туринская малолитражка вела себя вполне достойно. Профессиональные тест-пилоты в основном критиковали излишне мягкую подвеску. Ничего не поделаешь, за комфорт приходится расплачиваться заметными кренами кузова и замедленной реакцией машины на действия рулем.

ГРУНТОВАЯ ДОРОГА

Условия испытаний: минимальная нагрузка (1 человек), общий пробег — 2957 км, время — 64 ч 28 мин, средняя скорость — 45,9 км/ч, средний расход топлива — 10,1 л/100 км.

С трудом поддается описанию, что за пытка для «Пунто» — езда по грунтовой дороге в быстром темпе. Ям не счесть, камни сильно бьют по днищу, повсюду проникает пыль. Больше всего достается подвеске и тормозам, но, в конечном счете, сильной встряске подвергается весь автомобиль, в том числе и кузов.

После испытаний автомобиль подвергли основательной ревизии.

Примерно через 2000 км возникла необходимость заменить амортизаторы — они были при последнем издыхании. Это вполне естественно, если принять во внимание оставшиеся позади 10 000 км горного серпантина при полной нагрузке и 6000 км автополигона. Перечислим остальные поломки — фильтр тонкой очистки топлива, расположенный в незащищенном месте, треснул под ударом камня. Кроме того, днище то и дело входило в контакт с дорожным покрытием, что в конце концов вызвало излом опоры двигателя со стороны коробки передач. Последним отказом стал прогар прокладки выпускного коллектора.

В целом же ФИАТ перенес и этот трудный тест неплохо. Мотор, работавший на повышенных оборотах, и коробка, в которой пользовались только второй и третьей передачами, проблем не создали. Если отвлечься от замены амортизаторов, следует подчеркнуть хорошие характеристики подвески, способной гасить толчки даже в таких неблагоприятных условиях. На сей раз не подвели и тормоза — им потребовалась всего лишь основательная чистка.

ФАКТЫ И ЦИФРЫ

Общий пробег на шести этапах теста — 51 299 км (45 376 км по сухой дороге, 5923 км по мокрой). Суммарная продолжительность испытаний — 903 ч. Средняя скорость — 56,8 км/ч. Общее число торможений — 169 208. Общее число включений/выключений сцепления — 146 625. Средний расход топлива — 8,7 л/100 км. Общий расход топлива — 4450 л.

По завершении шести этапов теста на выносливость был проведен анализ неисправностей. Выяснилось, что поломка опоры двигателя вызвана не столько жесткими условиями езды, сколько дефектом литья. Причем случай не единичный — иногда владельцы «ФИАТ-Пунто» сталкиваются с таким же дефектом.

Еще одно слабое место — тормозная система. Экстремальные нагрузки лишь частично оправдывают чрезмерно высокий расход колодок и дисков. Особенно если принять во внимание, что в тестах на выносливость у других моделей детали тормозов обычно заменяют только в конце испытаний.

Перечислим остальные неисправности, зафиксированные в бортовом журнале «Пунто». Как-то отказал подрулевой выключатель указателей поворота: при вращении руля рычажок перескакивал из одного крайнего положения в другое, минуя «нейтраль». Еще один «сюрприз» — поломка ручки левого стеклоподъемника. О пробитом бензофильтре и сгоревшей прокладке выпускного коллектора речь уже шла. На тридцать восьмой тысяче пробега заменили задние тормозные барабаны и колодки.

В конце испытаний состояние здоровья ФИАТа оказалось удовлетворительным, лишь отдельные элементы носили на себе следы пройденных километров. Например, впускные клапаны покрылись нагаром. Стала ясна и причина заеданий в приводе сцепления. Выжимной подшипник работал без смазки — всухую, что вызвало усиленный износ лепестков «корзины». Для ремонта потребовалось снять коробку передач и заменить сцепление в сборе. И наконец, последняя пометка в бортовом журнале — перед самым финишем пробега загудел подшипник переднего правого колеса. «Пунто» дважды проходил цикл контрольных измерений. Первый раз — когда преодолел 5000 км, второй — после 50 тысяч. Сравнив результаты, читатели смогут сами сделать выводы о состоянии автомобиля после долгих скачек с препятствиями.

Отдел испытаний
«За рулем»

Categories: